Киреенко, Н. В. Система сбыта продукции АПК на основе маркетингового подхода: теория, методология, практика: в 2 ч. / Н. В. Киреенко ; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2015. – Ч. 1. – 265 с.; Ч. 2. – 173 с.
УДК 339.187:63-021.66
В монографии рассмотрены теоретические и методологические основы сбытовой политики в аграрной сфере, ее закономерности и особенности формирования в условиях углубления интеграционных процессов. Выявлены основные факторы, обеспечивающие эффективное внедрение маркетинговых и логистических инструментов в систему продвижения сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынке. Обоснованы направления формирования эффективной системы сбыта в агропродовольственной сфере, методические и практические рекомендации по их развитию в условиях расширения межгосударственных торгово-экономических отношений.
Теоретико-методологические и практические аспекты монографии могут быть использованы в научной работе, профессиональной деятельности руководителей и специалистов агропромышленного производства, а также в образовательном процессе.
Материал рассмотрен и одобрен на заседании ученого совета Республиканского научного унитарного предприятия «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси» и рекомендован к опубликованию (протокол № 8 от 25 июня 2015 г.)
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Г.И. Гануш, доктор экономических наук, профессор Белорусского государственного экономического университета М.И. Ноздрин-Плотницкий
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы сбыта продукции сельского хозяйства и продовольствия ...................................................7
1.1. Научные концепции и основы формирования сбытовой деятельности ..........................................................................................7
1.2. Экономические законы и объективные закономерности сбыта аграрной продукции....................................................................23
1.3. Принципы и функциональная направленность сбытовой политики предприятия ........................................................................28
Глава 2. Зарубежный опыт функционирования системы сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия ...................40
2.1. Государственное регулирование сбыта в аграрной сфере ............................................................................................................40
2.2. Кооперативные системы сбыта аграрной продукции ......................................................................................................................50
2.3. Оптовые каналы реализации продовольственных товаров ...........................................................................................................58
2.4. Розничные системы продаж готовой продукции ..............................................................................................................................69
2.5. Маркетинговые и логистические каналы распределения продукции ............................................................................................77
Глава 3. Методологические подходы к формированиюсбытовой стратегии АПК ................................................................................84
3.1. Сущность, основные принципы и направления сбытовой стратегии .............................................................................................84
3.2. Методологические основы современной стратегии сбыта .............................................................................................................97
3.3. Методы и способы сбытовой деятельности в АПК ........................................................................................................................109
Глава 4. Организация и функционирование маркетинга в системе производства и сбыта продукции АПК ....................................128
4.1. Сущность и роль маркетинга в системе национального АПК........................................................................................................128
4.2. Концептуальная модель маркетингового управления в АПК.........................................................................................................138
4.3. Особенности применения функций агромаркетинга в системе сбыта сельскохозяйственной продукции ...............................142
4.4. Международный маркетинг в управлении сбытом аграрной продукции .....................................................................................149
Глава 5. Тенденции развития производства и сбыта продукции АПК Республики Беларусь в контексте функционирования
Евразийского экономического союза .....................................................................................................................................158
5.1. Оценка конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции Беларуси и стран ЕАЭС............................158
5.2. Диверсификация каналов и направлений сбыта на основных продуктовых рынках ................................................................174
5.3. Направления развития торговой инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка ..................................................199
5.4. Оценка функционирования аграрной товаропроводящей системы на внешних рынках .........................................................222
5.5. Оценка использования маркетинга в деятельности аграрных предприятий на внешнем и внутреннем рынке .....................251