13. Организация фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси

Вы здесь

УДК 339:63

ББК 65.9(2)421:65.9(2)32

П32

Пилипук, А.В.

Материал рассмотрен и одобрен на заседании ученого совета Республиканского научного унитарного предприятия Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси и рекомендован к опубликованию (протокол № 30 от 15 ноября 2010 г.)

Под редакцией академика НАН Беларуси В.Г. Гусакова

Рецензенты:

член-корреспондент НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор З.М. Ильина

кандидат экономических наук, доцент А.А. Лопатнюк

Организация фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси/А.В. Пилипук, под ред. В.Г. Гусакова. Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. 178 с. ISBN 978-985-6925-72-9.

В монографии изучены особенности создания фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси, проведен анализ исторического и правового аспектов, выделены функции такой деятельности, ее структура и элементы. Предложена модель коэволюционного развития фирменной торговли и определены ее перспективы в рамках становления кластерной системы в аграрном комплексе Беларуси. Разработана модель организации и функционирования фирменной торговли, раскрывающая содержание и порядок взаимодействия субъектов, методика подготовки и осуществления программы мер развития фирменной торговли в условиях продуктовых кластеров, а также организационно-экономический механизм регулирования торгово-сбытовой деятельности участников кластерного объединения, направленный на поддержание сбалансированной структуры производства и сбыта агропромышленной продукции.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .....................................................................................................................................................................................................3

Глава 1. Ретроспективный анализ развития фирменной торговли в агропромышленной сфере .......................................................7

1.1. Развитие розничной торговли продовольствием и ее роль в становлении сельскохозяйственного и промышленного

       производства .......................................................................................................................................................................................7

1.2. Фирма как экономическая категория и ее роль в системе функционирования фирменной торговли .......................................10

1.3. Предпосылки и основные этапы эволюционного развития фирменной торговли продовольствием ........................................15

1.4. Анализ условий функционирования фирменной торговли агропромышленной продукцией в Беларуси .................................29

Глава 2. Теоретические основы организации и функционирования фирменных торгово-сбытовых систем в

                предприятиях агропромышленного комплекса ....................................................................................................................36

2.1. Экономическая сущность фирменной торговли ...........................................................................................................................36

2.2. Особенности фирменной торгово-сбытовой деятельности в аграрной сфере ..........................................................................47

2.3. Концепция фирменной торгово-сбытовой деятельности .............................................................................................................53

2.4. Модель организации и функционирования фирменной торговли агропромышленной продукцией ........................................64

Глава 3. Методические аспекты конкурентоспособности фирменной торговли ..............................................................................74

3.1. Критерии и показатели эффективности фирменной торговли ...................................................................................................74

3.2. Теоретические подходы к оценке качества фирменного продукта ............................................................................................86

3.3. Оценка и учет в фирменной торговле продовольствием ............................................................................................................89

Глава 4. Формирование и развитие фирменной торговли в рамках продуктовой кооперации .....................................................104

4.1. Методика развития фирменной торговли в условиях формирования продуктовых кластеров в аграрном комплексе .......104

4.2. Методика кластерного анализа (на примере молочнопродуктового подкомплекса) ..............................................................126

4.3. Организационно-экономический механизм функционирования фирменной торговли агропромышленной продукцией

       в системе продуктового кластера ...............................................................................................................................................139

Список использованных источников .................................................................................................................................................152