Пилипук, А. В. Организация фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси / А. В. Пилипук ; под ред. В. Г. Гусакова. – Минск : Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. – 178 с.
УДК 339:63
ББК 65.9(2)421:65.9(2)32
П32
Материал рассмотрен и одобрен на заседании ученого совета Республиканского научного унитарного предприятия Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси и рекомендован к опубликованию (протокол № 30 от 15 ноября 2010 г.)
Под редакцией академика НАН Беларуси В.Г. Гусакова
Рецензенты:
член-корреспондент НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор З.М. Ильина
кандидат экономических наук, доцент А.А. Лопатнюк
В монографии изучены особенности создания фирменных торгово-сбытовых систем в агропромышленном комплексе Беларуси, проведен анализ исторического и правового аспектов, выделены функции такой деятельности, ее структура и элементы. Предложена модель коэволюционного развития фирменной торговли и определены ее перспективы в рамках становления кластерной системы в аграрном комплексе Беларуси. Разработана модель организации и функционирования фирменной торговли, раскрывающая содержание и порядок взаимодействия субъектов, методика подготовки и осуществления программы мер развития фирменной торговли в условиях продуктовых кластеров, а также организационно-экономический механизм регулирования торгово-сбытовой деятельности участников кластерного объединения, направленный на поддержание сбалансированной структуры производства и сбыта агропромышленной продукции.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .....................................................................................................................................................................................................3
Глава 1. Ретроспективный анализ развития фирменной торговли в агропромышленной сфере .......................................................7
1.1. Развитие розничной торговли продовольствием и ее роль в становлении сельскохозяйственного и промышленного
производства .......................................................................................................................................................................................7
1.2. Фирма как экономическая категория и ее роль в системе функционирования фирменной торговли .......................................10
1.3. Предпосылки и основные этапы эволюционного развития фирменной торговли продовольствием ........................................15
1.4. Анализ условий функционирования фирменной торговли агропромышленной продукцией в Беларуси .................................29
Глава 2. Теоретические основы организации и функционирования фирменных торгово-сбытовых систем в
предприятиях агропромышленного комплекса ....................................................................................................................36
2.1. Экономическая сущность фирменной торговли ...........................................................................................................................36
2.2. Особенности фирменной торгово-сбытовой деятельности в аграрной сфере ..........................................................................47
2.3. Концепция фирменной торгово-сбытовой деятельности .............................................................................................................53
2.4. Модель организации и функционирования фирменной торговли агропромышленной продукцией ........................................64
Глава 3. Методические аспекты конкурентоспособности фирменной торговли ..............................................................................74
3.1. Критерии и показатели эффективности фирменной торговли ...................................................................................................74
3.2. Теоретические подходы к оценке качества фирменного продукта ............................................................................................86
3.3. Оценка и учет в фирменной торговле продовольствием ............................................................................................................89
Глава 4. Формирование и развитие фирменной торговли в рамках продуктовой кооперации .....................................................104
4.1. Методика развития фирменной торговли в условиях формирования продуктовых кластеров в аграрном комплексе .......104
4.2. Методика кластерного анализа (на примере молочнопродуктового подкомплекса) ..............................................................126
4.3. Организационно-экономический механизм функционирования фирменной торговли агропромышленной продукцией
в системе продуктового кластера ...............................................................................................................................................139
Список использованных источников .................................................................................................................................................152