АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА, № 5, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Экономика сельского хозяйства
Владимир Гусаков
Основные проблемы развития АПК и их решение. С. 2-6
Фадей Субоч
Инвестиционное пространство (поле) предприятий в инновационно-кластерной продовольственной системе ЕАЭС. С. 7-17
Александр Муравьёв, Алла Тетёркина
Оптимизация размещения отраслей сельского хозяйства на примере Могилевской области. С. 18-22
Резюме: В статье представлена одна из мер по улучшению результативности функционирования сельского хозяйства. Разработан алгоритм оптимизации размещения растениеводства и животноводства в пределах административно-территориальных единиц республики. Практическая реализация данного алгоритма апробирована на примере Могилевской области. Расчеты показали, что за счет совершенствования уровня концентрации отраслей по районам имеется резерв повышения валового дохода региона более чем на 68 млрд руб.
Наталья Киреенко, Светлана Мицкевич
Рекламный рынок Беларуси и направления его развития. С. 23-30
Резюме: В статье изучены и обобщены основные направления развития рекламного рынка Республики Беларусь. Рассмотрены особенности национальных систем правового регулирования в области рекламы стран Евразийского экономического союза. Определены общие страновые позиции и различия на мировом рекламном рынке. Выявлены приоритетные направления развития рекламного рынка Беларуси в условиях интенсификации интеграционных процессов.
Татьяна Запрудская, Елена Горбачева
Анализ системы мониторинга сельскохозяйственных земель в Республике Беларусь. С. 31-37
Резюме: В статье рассмотрены результаты использования сельскохозяйственных земель Республики Беларусь, проанализирована действующая система оценки их количественного и качественного состояния, перечислены основные проблемы, возникающие при осуществлении мониторинга земель.
Иван Воробьев, Елена Сидорова
Приоритетные направления эффективного использования экологической составляющей экономики Беларуси. С. 38-40
Анатолий Сайганов
К вопросу технической оснащенности и готовности машинно-тракторного парка. С. 41-45
Резюме: На основе проведенного системного анализа фактического состояния технической оснащенности и готовности машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей разработаны предложения по повышению качества гарантийного и послегарантийного обслуживания машин и оборудования, совершенствованию развития вторичного рынка сельскохозяйственной техники в республике.
Проблемы отраслей агропромышленного комплекса
Валентина Калюк
Региональный рынок зерна как экономическая категория и составная часть национального продовольственного рынка. С. 46-51
Резюме: В статье приведены результаты изучения понятия и экономической сущности регионального рынка зерна. Уточнено его определение, выявлены основные цели и задачи исследуемой категории, определено ее место на национальном рынке. На основании проведенных исследований разработана и представлена блок-схема эффективно функционирующего рынка зерна, составленная с учетом наличия между его элементами вертикальных и горизонтальных связей.
Тамара Булавина
Экономическая эффективность применения гербицидов и регуляторов роста при возделывании сахарной свеклы. С. 52-56
Резюме: При проведении химической прополки посевов сахарной свеклы в неблагоприятных погодных условиях целесообразно использовать совместно с гербицидами регулятор роста гидрогумат. Это позволяет устранить негативное влияние гербицидов на культуру и обеспечивает увеличение урожайности корнеплодов.
Зарубежный опыт
Леся Кучер
Теоретические аспекты формирования и экономического прогнозирования прибыли в системе менеджмента аграрных предприятий. С. 57-61
Резюме: В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты формирования и экономического прогнозирования прибыли в системе менеджмента аграрных предприятий. Прослежена эволюция взглядов на формирование теории прибыли, раскрыты подходы к данной категории представителей различных научных школ и направлений, уточнено понятие прибыль. Рассмотрена территориально-продуктовая модель прогнозирования результатов хозяйственной деятельности с использованием метода типовых базовых аграрных предприятий.
Юлия Самойлик
Особенности отношений в системе мясного рынка. С. 62-70
Резюме: Усовершенствована трактовка категорий рынок, рыночная система, рыночный механизм, рыночная среда, предложены подходы к классификации рынков, построена трехуровневая концептуальная модель рынка, выявлены взаимосвязи между элементами этой модели, выделены отраслевые особенности отношений в системе мясного рынка, сформулированы рыночные парадигмы.
Установлено, что первый уровень отношений является системным, его образуют субъекты (агенты) рынка, которые взаимодействуют в вопросах производства и реализации товаров, работ и услуг. На рынке мяса и мясопродукции на этом уровне возникают особенности, связанные со спецификой продукции и углубленными связями между субъектами рынка. Второй уровень отношений является конъюнктурным и возникает на основе действия рыночного механизма. В мясной отрасли особенности возникают в связи с эластичностью спроса на данную продукцию, существованием норм потребления, специфическими особенностями технологического процесса. Третий уровень отношений возникает под действием элементов внутригосударственной (макросреды) и глобальной (мегасреды), особенностями при этом является существенная зависимость от импорта, инвестиционная емкость отрасли. На основе оценки статистических данных сделан вывод, что конъюнктура рынка мяса Украины не является сбалансированной, все большую роль для страны играет импорт данной продукции. Рассматривая рынок мяса и мясопродукции, целесообразно выделить шесть парадигм в основу каждой из которых положены подходы к субъектно-объектным отношениям между рыночными составляющими, а именно: рынок как 1) система, 2) среда, 3) механизм, 4) процесс, 5) конъюнктура, 6) хронология.
Справочная информация
Новые поступления в фонд Белорусской сельскохозяйственной библиотеки им. И.С. Лупиновича. (И. Фомина). С. 71-72