№3

Вы здесь

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА, № 3, 2020

Экономика сельского хозяйства

Ирина ЛАЗАРЕВИЧ

Обоснование необходимости оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Беларуси. С. 3–19

В статье представлены результаты исследований факторов, определяющих необходимость оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Беларусь.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, необходимость поддержания доходности.

Фадей СУБОЧ

Перспективы развития и особенности ассоциативной концепции при построении новейших транспозиционных структур, включая кластеры. С. 20–40

Светлана МАКРАК

Цифровизация экономики как этап внедрения smart-системы управления материальными ресурсами. С. 41–51

Освоение высокоразвитого информационного уклада требует разработки и использования действенных методов и механизмов для внедрения цифровой экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе. В статье предложены научно обоснованные методы поэтапного перехода отечественных сельскохозяйственных организаций к цифровому укладу, предполагающему создание эффективной системы управления материальными ресурсами. Представлены авторское определение экономической категории «цифровизация аграрной экономики» (в узком смысле этого понятия), модель взаимодействия данных о расходе материальных ресурсов (в том числе путем систематизации и синхронизации информационных потоков), методика классификации информации по массивам структурированных сведений о сельском хозяйстве, проект создания 3-х баз данных, обеспечивающих контроль объемов использования материальных ресурсов, а также сквозной учет как последних, так и сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: цифровая экономика, материальные ресурсы, аграрная экономика, управление, базы информационных данных в сельском хозяйстве.

Анатолий САЙГАНОВ1, Виталия СТРЕЛКОВА2

Научные предпосылки формирования и эффективного функционирования рынка пивоваренной продукции с учетом осведомленности потребителей о брэндах пива. С. 52–62

1Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь

e-mail: saihanauas@tut.by

2Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, Горки, Республика Беларусь

e-mail: vitaliast@mail.ru

В статье представлены результаты маркетингового исследования потребителей пивоваренной продукции в Республике Беларусь в отношении знания марок пива, выявлены наиболее важные характеристики напитка с точки зрения потребителей, а также сформулированы основные рекомендации для его производителей. Так, установлено, что высокий уровень знания брэнда еще не гарантирует необходимую рентабельность продаж товара. Кроме того, некоторые известные брэнды не смогли завоевать высокую репутацию, поэтому покупатели не склонны выбирать их в магазине. Следовательно, производители должны выявлять такие брэнды и либо «оздоравливать» их, либо избавляться. Те марки, которые демонстрируют высокий уровень знания и лояльности у потребителей, напротив, должны поддерживаться. Наряду с этим, названы наиболее популярные брэнды пивоваренной продукции по мнению потребителей и варианты их замены в случае, если их не окажется в продаже. А выявленные характеристики пивоваренной продукции, важные с точки зрения покупателей, должны быть учтены заводами-производителями при формировании ассортиментной политики предприятий.

Ключевые слова: мониторинг, пиво, брэнд, потребители, рынок.

Зарубежный опыт

Канат ТИРЕУОВ, Салима МИЗАНБЕКОВА, Ильяс МИЗАНБЕКОВ

Продовольственная безопасность как важный фактор социально-экономического развития страны. С. 63–72

В статье рассмотрены вопросы продовольственной безопасности как приоритетной составляющей в системе национальной безопасности. Состояние и эффективность функционирования АПК оказывают решающее влияние на продовольственное обеспечение населения и его жизненный уровень. Условием обеспечения продовольственной безопасности страны является высокий уровень развития национальной экономики, определяющий специфику работы агропромышленного комплекса, а также перспективы осуществления его структурами прибыльного и крупномасштабного экспорта как сельскохозяйственного сырья, так и пищевых продуктов.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство. меры, условия, факторы, механизм, поддержка, государственное регулирование, потенциал, рынок, торговля, стратегия.