АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА, № 11, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Экономика сельского хозяйства
УДК 330.1:004
Сергей ОСНОВИН1, Наталья МАЛЬЦЕВИЧ2, Виктор ОСНОВИН3, Виталий АНДРУШ,3 Лариса ОСНОВИНА3
Приоритетные направления цифровой трансформации стратегии устойчивого развития. С. 3–11
1 Белорусский государственный экономический университет, Минск, Республика Беларусь
e-mail: 1976_1976@mail.ru
2 Институт бизнеса Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь
e-mail: tasha_osn@mail.ru
3 Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Республика Беларусь
e-mail: sopromat_239@mail.ru
Концепция развития сельского хозяйства в качестве основного ориентира предполагает использование в аграрной сфере рыночных принципов хозяйствования. В связи с этим одним из приоритетных направлений цифровой трансформации агропромышленного комплекса должно стать применение разнообразных информационных технологий.
Сегодня нет такой сферы производства, в которой бы не использовались данные технологии. В экономически развитых странах мира интенсивность и эффективность сельскохозяйственного производства обеспечиваются не только путем внедрения новшеств, но и за счет улучшения информационно-технологической базы, используемой при управлении производственными и иными процессами. Применение современных информационных технологий считается главным условием интенсификации аграрного производства.
Ключевые слова: сельское хозяйство, стратегии, развитие, приоритетные направления, цифровая трансформация.
© Шибут Л., Азаренок Т., Матыченков Д.
УДК 332.62:631.4
Леонид ШИБУТ, Татьяна АЗАРЕНОК, Дмитрий МАТЫЧЕНКОВ
Нормативный чистый доход – один из основных показателей кадастровой оценки сельскохозяйственных земель в Беларуси. С. 12–19
Институт почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь
е-mail: soil@tut.by
В статье дан анализ результатов кадастровой оценки сельскохозяйственных земель Беларуси по одному из ее показателей – нормативному чистому доходу. Приведены значения последнего, относящиеся к отдельным видам земель, административным и хозяйственным единицам. Составлена картограмма размеров нормативного чистого дохода по районам, установлена корреляционная связь последнего с баллами плодородия почв, а также урожайностью зерновых и зернобобовых культур. Проанализированы результаты использования величины нормативного чистого дохода при оптимизации земель сельскохозяйственного назначения и определении размеров убытков, причиненных землепользователям в результате изъятия у них земельных участков.
Ключевые слова: кадастровая оценка сельскохозяйственных земель, показатели оценки, нормативный чистый доход, виды земель, пахотные земли, группировка районов, картограмма, использование.
© Таптунов Л., Буць В.
УДК 658.5:339.187:631.15
Лев ТАПТУНОВ, Владимир БУЦЬ
Совершенствование экономического механизма формирования логистических затрат в производственно-сбытовой системе сельскохозяйственной организации. С. 20–30
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, Горки, Республика Беларусь
e-mail: lev_taptunov@tut.by
В условиях сложившегося в республике диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию вместе с ограничениями по финансированию крупнотоварных сельскохозяйственных производителей дальнейшее совершенствование механизма их хозяйствования в векторе конъюнктурной динамики внутреннего и внешнего рынков, бесспорно, предполагает максимальное освоение внутриорганизационных резервов оптимизации затрат денежно-материальных ресурсов, в том числе на основе логистического подхода. В контексте данной проблемы авторами была разработана модель совершенствования экономического механизма формирования логистических затрат, которая представлена тремя основными блоками – мониторингом логистических затрат, объектно-процессной декомпозицией производственно-сбытовой системы, расчетом плановых логистических затрат в составе программы развития сельскохозяйственной организации. Приведено методическое обоснование содержания и практической направленности каждого из предложенных элементов совершенствования механизма, выработаны подходы к их адаптации в современных условиях хозяйствования. Выявлен потенциальный уровень резервов оптимизации логистических затрат в условиях организационно-отраслевой структуры сельскохозяйственных организаций Горецкого, Дрибинского и Мстиславского районов.
Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, крупнотоварное производство, агрологистика, логистические затраты, оптимизация, оценка, регион, логистическое обоснование.
© Косова А.
УДК 339.16:338.4
Ангелина КОСОВА
Аутсорсинг как инструмент развития логистической деятельности организаций АПК. С. 31–37
Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь
e-mail: agrecinst@mail.belpak.by
В статье раскрыты сущность, цели, задачи, преимущества и недостатки аутсорсинга как инструмента развития логистической деятельности аграрных предприятий. Выделены тенденции и обоснованы особенности его применения в мировой практике. Рассмотрены приоритетные направления и формы использования аутсорсинга в организациях АПК, способные повысить конкурентоспособность субъектов хозяйствования на внутреннем и внешнем рынках.
Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, контрактная логистика, организация, агропромышленный комплекс.
© Киреенко Н., Кузнецова А.
УДК 339.54.012+338.001.36
Наталья КИРЕЕНКО1, Альфия КУЗНЕЦОВА2
Социально-экономическое развитие АПК и политика реагирования на пандемию COVID-19 (на примере Республики Беларусь и Российской Федерации). С. 38–45
1Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Республика Беларусь
е-mail: natallia_kireenko@mail.ru
2Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, Уфа, Российская Федерация
е-mail: alfia_2009@mail.ru
В статье рассмотрены ключевые направления, а также приоритеты социально-экономического развития АПК Республики Беларусь и Российской Федерации на современном этапе. Обоснована эффективность используемых в данных странах комплексов мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и потребителей в условиях пандемии. Определена результативность политики реагирования на COVID-19, выработанной государствами – членами Евразийского экономического союза в отношении агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная аграрная политика, меры реагирования, пандемия COVID-19, сельскохозяйственные организации, потребители.
Зарубежный опыт
© Пилипук А.
УДК 339.564:631.145(100)
Андрей ПИЛИПУК
Применение мирового опыта развития и стимулирования экспортной деятельности предприятий АПК в Республике Беларусь. С. 46–56
Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь
e-mail: agrecinst@mail.belpak.by
В статье представлен мировой опыт развития и стимулирования экспортной деятельности предприятий АПК в Республике Беларусь, а также обоснованы наиболее эффективные практики и инструменты поддержки и стимулирования экспорта продовольствия с учетом национальных ресурсов и особенностей Беларуси.
Ключевые слова: экспорт, поддержка, инструменты, стимулирование, сельскохозяйственная продукция и продовольствие.
© Н. Грецкая
УДК 631.1.027: 061] (1-87)
Наталья ГРЕЦКАЯ
Маркетинговые советы: мировой опыт формирования и развития. С. 57–69
Институт экономики и прогнозирования НАН Украины, Киев, Украина
e-mail: natagretska@gmail.com
Проблема сбыта продукции была всегда актуальна для сельскохозяйственных производителей. Разрозненным, мелким товаропроизводителям крайне трудно наладить ее хранение, переработку и постоянную, систематическую доставку. Особенно непросто складывается сотрудничество мелких товаропроизводителей и торговых сетей. Из-за неразвитой системы маркетинга товаропроизводители нередко несут значительные потери своей продукции. Некоторые становятся банкротами. Страны с развитой рыночной экономикой столкнулись с перечисленными вызовами в начале или в средине XX ст. В этот период начинает активно развиваться аграрный маркетинг. В XX ст. маркетинговые советы получили активное распространение во многих странах мира.
На постсоветском пространстве особенности работы маркетинговых советов изучены недостаточно. Например в Украине таких структур не существует. В работе раскрыты предпосылки возникновения маркетинговых советов в различных странах мирах. Выявлены 2 основных пути создания таких структур – объединение производителей и государственная инициатива. Установлены назначение и принципы работы маркетинговых советов. Идентифицированы формы собственности и организационно-правые формы собственности таких структур. Охарактеризованы особенности работы советов.
Ключевые слова: маркетинг, аграрный маркетинг, сбыт, реализация продукции, канал (каналы) продвижение продукции, сельскохозяйственная продукция, цепь продвижения аграрной продукции.
Справочная информация
Новые поступления в фонд Белорусской сельскохозяйственной библиотеки им. И. С. Лупиновича. (И. Фомина). С. 70–72